Концепция программы

Одобрена решением Комиссии "Спорт для всех" 11 февраля 2015 года

КОНЦЕПЦИЯ
Программы Олимпийского комитета России
содействия развитию массового спорта
"ОЛИМПИЙСКАЯ СТРАНА"
на период 2015-2018 годы
в рамках международного движения "Спорт для всех" 

Возможность заниматься спортом
является одним из основных прав человека
(Олимпийская хартия)

Согласно Олимпийской хартии миссия Национальных олимпийских комитетов (далее – НОК) состоит в развитии, продвижении и защите олимпийского движения в собственной стране. НОК ведет пропагандистскую работу, продвигая ценности и идеи олимпизма, способствует развитию спорта высших достижений и массового спорта, участвует в подготовке спортивных кадров, препятствует дискриминации и насилию в спорте.

В соответствии с Уставом Олимпийского комитета России (далее – ОКР) одними из основных целей ОКР являются:

  • продвижение, пропаганда и защита на территории Российской Федерации олимпийского движения, фундаментальных принципов и ценностей олимпизма, в частности, в области спорта и образования;
  • содействие олимпийскому образованию, физическому и нравственному воспитанию граждан Российской Федерации путем участия в реализации олимпийских образовательных программ в учебных заведениях;
  • содействие развитию физической культуры и спорта, участие в международном движении "Спорт для всех".

Олимпийский комитет России в рамках своих уставных целей и задач содействует реализации программ в сфере продвижения олимпийских ценностей, развития физической культуры и  массового спорта в рамках международного движения "Спорт для всех".

В соответствии со Стратегией развития Олимпийского комитета России  на период до 2020 года и с учетом имеющихся полномочий, установленных Законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", ОКР разработал данную Концепцию Программы Олимпийского комитета России содействия развитию массового спорта в рамках международного движения "Спорт для всех" на период 2015 -2018 годы (далее – Программа).

В данной Программе структурирована деятельность Олимпийского комитета России, направленная на продвижение идей олимпизма и олимпийских ценностей, развитие физической культуры и массового спорта и участие ОКР в международном движении "Спорт для всех".

Именно развитие массового/любительского спорта в России должно стать одним из ключевых элементов наследия ХХII Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи. Многие олимпийские чемпионы, прославившие российский, а ранее и советский спорт, выросли из школьных и дворовых команд. Важно поддержать стремление энтузиастов массового спорта, привлечь население, создать фокус внимания широкой общественности на идее занятия спортом, используя возможности Олимпийского комитета России по продвижению олимпийских ценностей и принципов здорового образа жизни в рамках международного движения "Спорт для всех".

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ "СПОРТ ДЛЯ ВСЕХ"

Международное движение "Спорт для всех" впервые появилось в 1966 г., когда Европейский Совет принял Концепцию развития спорта и включил её в свою культурную программу. Путем вовлечения населения в массовые занятия физической культурой "Спорт для всех" должен был способствовать тому, чтобы систематическая двигательная активность стала неотъемлемой частью образа жизни и одновременно способом формирования жизненной позиции, опирающейся на требуемые культурные и оздоровительные навыки.

"Спорт для всех" находится под эгидой Всемирного совета по спорту и физическому воспитанию при ЮНЕСКО, а с 1983 г. также входит в круг интересов Международного олимпийского комитета (далее – МОК). В понимании МОК "Спорт для всех" должен опираться на олимпийскую идеологию, доступную широким слоям населения.

В рамках Плана МОК "Олимпийская солидарность" на 2013-2016 годы МОК реализует международную Программу МОК "Спорт для всех", мероприятия которой отдельным блоком предусмотрены в Программе ОКР.

Таким образом, в рамках Программы должны быть созданы дополнительные условия для продвижения олимпийских ценностей, распространения олимпийского движения и развития массового спорта в стране с учетом международного опыта МОК, ТАФИСА и других организаций, в том числе в рамках поддержки инициатив, посвященных здоровью, молодежи и спорту в качестве средства укрепления физического и психического здоровья и развития в обществе культуры спорта в соответствии с Резолюцией Генассамблеи Организации Объединенных Наций  (далее - ООН) "Спорт как средство содействия воспитанию, здоровью, развитию и миру" и Меморандумом о взаимопонимании между МОК и ООН в целях укрепления роли спорта в продвижении развития и мира.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основные цели Программы:

  1. Развитие олимпийского движения, продвижение олимпийских ценностей и воспитание подрастающего поколения.
  2. Содействие созданию устойчивой системы массового спорта в РФ  в целях сохранения и укрепления здоровья граждан.
  3. Содействие созданию условий для гармоничного развития детей и увеличения количества потенциальных участников спорта высших достижений.

Исходя из поставленных целей Программы основные задачи ОКР в рамках реализации Программы заключаются в следующем:

  1. Продвижение олимпийских ценностей, принципов здорового образа жизни и популяризация физической культуры и спорта через укрепление связи между спортом высших достижений и массовым спортом, в т.ч. участие олимпийских чемпионов в пропагандистских акциях и любительских спортивных мероприятиях.
  2. Информационно-просветительская деятельность, издание специальной литературы, подготовка кадров, участие в разработке методических программ по подготовке инструкторов и менеджеров физкультурно-спортивных организаций, содействие в организации теоретических и практических курсов, мастер-классов с участием олимпийских чемпионов и их тренеров.
  3. Выявление барьеров, препятствующих вовлечению широкого круга жителей страны в занятия массовым спортом, содействие реализации проектов создания новых и развития существующих физкультурно-спортивных клубов в целях привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом по месту жительства (работы/учебы).
  4. Содействие развитию устойчивой системы физкультурно-спортивных мероприятий и поддержка общественных инициатив, направленных на повышение физической активности населения, в том числе посредством вовлечения в реализацию данных проектов олимпийских чемпионов и призеров ОИ, ветеранов спорта  и представителей общественных физкультурно-спортивных организаций, содействие развитию волонтерства в сфере физической культуры и массового спорта.
  5. Содействие развитию системы дополнительного образования детей и молодежи физкультурно-спортивной направленности и вовлечение их в занятия физкультурой и спортом, содействие социальной интеграции подрастающего поколения и организации системы тестирования, выявления и подготовки одаренных детей.
  6. Применение современных информационных интернет-технологий мониторинга состояния физкультурно-спортивной деятельности в стране, внедрение маркетинговых инструментов и коммуникационных механизмов повышения интереса населения к систематическим занятиям спортом.
  7. Проведение PR и маркетинговых мероприятий в целях привлечения новых участников Программы и повышения эффективности реализации проектов, направленных на продвижение олимпийских ценностей, распространение олимпийского движения и развитие массового спорта.

Комплексный и системный подход к решению поставленных задач, включая комплексное разностороннее воздействие на целевую аудиторию, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, в рамках реализации Программы:

  • должен обеспечить поэтапное внедрение отобранных на конкурсной основе проектов физкультурно-спортивных и образовательных организаций по развитию олимпийского движения, физической культуры и массового спорта,
  • позволит более качественно проводить мониторинг физической активности населения, внедрить механизмы повышения интереса населения и оценки степени их участия в мероприятиях Программы,
  • выявлять уровень заинтересованности участников Программы и вносить соответствующие коррективы в методологию и мероприятия в рамках Программы.

Целевая аудитория Программы – это представители различных возрастных и социальных групп населения, не относящиеся к категориям: "спортивный резерв" или "спортсмены высокого класса".

Система стимулов Программы должна учитывать возраст целевой аудитории, уровень физической подготовленности, их вовлеченность в систематические занятия спортом, тренировочный процесс, соревновательную, спортивную и общественно-полезную деятельность и построена на актуальной для конкретной целевой аудитории возможности самореализации в рамках мероприятий, проводимых в рамках Программы и международного движения "Спорт для всех".

Новизна Программы заключается в организации совместно с МОК и ТАФИСА комплекса мероприятий в рамках международного движения "Спорт для всех" в целях создания стимулов к осознанному ведению здорового и активного образа жизни, в т.ч. путем предоставления участникам Программы возможности быть сопричастным к олимпийскому движению и международному движению "Спорт для всех", а также содействие формированию современных механизмов вовлечения не занимающихся (в т.ч. неактивно занимающихся) граждан в систематические занятия физической культурой и спортом и в пропагандистскую деятельность в рамках работы физкультурно-спортивных организаций/клубов.

В соответствии с Олимпийской хартией помимо трех главных составляющих олимпийского движения, которыми являются: Международный олимпийский комитет, международные спортивные федерации (далее – МФ) и национальные олимпийские комитеты, в состав олимпийского движения также входят:

  • оргкомитеты по проведению Олимпийских игр;
  • другие организации и учреждения, признанные МОК;
  • лица, являющиеся членами МФ и НОК;
  • национальные ассоциации;
  • клубы;
  • спортсмены, тренеры;
  • судьи, рефери;
  • другие спортивные официальные лица и технические специалисты.

Клубное общественное движение в стране, наряду с членами ОКР, должно стать одним из основных проводников олимпийских идеалов и ценностей.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Приоритетными направлениями реализации Программы являются четыре блока мероприятий:

1. Поддержка мероприятий в рамках международной программы МОК "Спорт для всех» Плана МОК "Олимпийская солидарность" на 2013-2016 годы, в т.ч.:

  • участие во Всемирной конференции МОК "Спорт для всех";
  • организация и проведение Всероссийского Олимпийского дня;
  • организация и проведение Дня зимних видов спорта;
  • содействие созданию условий для развития проектов в рамках международной программы МОК "Спорт для всех" на территории России;
  • содействие созданию условий для реализации мероприятий и программ TAFISA, в первую очередь поддерживаемых МОК:

    - поддержка проектов муниципальных образований  под брендом "3-АС" (активный город – активное общество – активный житель) по созданию условий для активного образа жизни,

    - содействие реализации проектов в сфере переквалификации добровольцев (в том числе волонтеров) по программе подготовки координаторов проектов по организации физкультурно-спортивной работы, признанной ОКР, в том числе в сфере управления процессами создания и функционирования спортивных клубов различной принадлежности (по месту учёбы, жительства, работы), прошедших отбор в ОКР на конкурсной основе;
  • содействие созданию условий для развития общественного управления в рамках международного движения "Спорт для всех".
2. Поддержка общественных инициатив в сфере развития физической культуры и массового спорта:
 
  • разработка и совершенствование нормативной базы ОКР, регламентирующей формы и механизм поддержки проектов развития массового спорта, процедуру и критерии отбор на конкурсной основе проектов физкультурно-спортивных и образовательных организаций, участников олимпийского движения, а также организаций,  созданных для развития и пропаганды олимпийского движения (далее – участники Программы);
  • содействие реализации участниками Программы проектов развития олимпийского движения и массового спорта, прошедших конкурсный отбор в ОКР;
  • содействие реализации проектов, направленных на создание и развитие физкультурно-спортивных организаций/клубов в целях привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом (по месту учебы, работы, жительства), прошедших отбор в ОКР на конкурсной основе;
  • содействие реализации проектов по подготовке и проведению массовых физкультурно-спортивных мероприятий, направленных на продвижение олимпийских ценностей, активное привлечение к занятиям физической культурой и массовым спортом населения страны, прошедших отбор в ОКР на конкурсной основе.
3. Развитие физической активности и воспитания детей и подростков   в рамках реализации проектов АНО "Дирекция совета содействия программ ОКР".
 
  • создание эффективной системы мотивации для занятий детей любительским спортом, в первую очередь, в рамках семьи и школы, с возможным последующим переходом в спорт высших достижений;
  • ликвидация существующих барьеров для занятий спортом, в том числе разработка простых и эффективных методик для занятий с детьми дома, на улице и в школе;
  • повышение эффективности отбора потенциальных участников спорта высших достижений, в том числе через развитие системы школьных соревнований и состязаний.
4. Содействие созданию современной информационной и коммуникационной инфраструктуры развития массового спорта.
 
  • реализация проектов в сфере развития информационных интернет-технологий мониторинга состояния массовой физкультурно-спортивной деятельности в стране, внедрение механизмов повышения интереса среди населения и проведения дистанционных соревнований среди участников Программы;
  • информационное сопровождение и проведение масштабной информационно-разъяснительной и PR-кампании, в т.ч. с использованием новых каналов коммуникации для распространения идей олимпизма, пропаганды олимпийского движения.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы будет проходить в три этапа:
I этап – подготовительный (01.01.2015 – 31.03.2015)
II этап – тестовый (01.04.2015 – 30.06.2016)
III этап – основной (01.07.2016 – 31.12.2018)

Задачи I этапа (подготовительного):

  • мониторинг и анализ существующих проектов развития физической культуры и массового спорта с целью выявления сдерживающих факторов и разработки системы мотивации различных групп населения для повышения двигательной активности и участия в массовом спорте,
  • разработка методических, организационных и нормативно-правовых документов для конкурсного отбора проектов развития массового спорта физкультурно-спортивных организаций,
  • подготовка меморандума между Олимпийским комитетом России и ТАФИСА о реализации проектов в рамках международного движения "Спорт для всех";
  • начало реализации проекта развития массового спорта АНО "Дирекция программ Совета Содействия ОКР" в не менее чем в 3 (трех) регионах страны.

Задачи II этапа (тестового):

  • реализация мероприятий в рамках международной программы МОК "Спорт для всех" Плана МОК "Олимпийская солидарность" на 2013-2016 годы,
  • конкурсный отбор проектов определенной категории участников Программы, направленных на развитие олимпийского движения, массового спорта  по установленным номинациям, обобщение полученных результатов проектов, 
  • выявление наиболее эффективных методов и практик реализации проектов развития массового спорта, разработка методических, организационных и нормативно-правовых основ в рамках реализации  проектов по созданию и развитию физкультурно-спортивных клубов,
  • распространение апробированного  методического пакета документов, состоящего из  нормативно-правовых, установочных, организационных, учебно-методических и иных необходимых материалов, предназначенных для развития физкультурно-спортивных клубов и проведению массовых физкультурно-спортивных мероприятий среди клубов,
  • реализация проектов в сфере развития информационных интернет-технологий повышения активности участников Программы, интереса среди населения к реализуемым проектам и проведения дистанционного обучения участников Программы.
  • проведение информационно-разъяснительной и PR-кампании;
  • реализация проектов развития массового спорта АНО "Дирекция программ Совета Содействия ОКР" на территории 3 (трех) федеральных округов.

Задачи III этапа (основного):

  • реализация мероприятий в рамках международной программы МОК "Спорт для всех" Плана МОК "Олимпийская солидарность" на 2013-2016 годы,
  • проведение общероссийских массовых физкультурно-спортивных мероприятий с привлечением физкультурно-спортивных клубов -  участников Программы,
  • распространение методического пакета документов, состоящего из  нормативно-правовых, установочных, организационных, учебно-методических и иных необходимых материалов, предназначенных для участников Программы,
  • реализация проектов в сфере развития информационных интернет-технологий мониторинга реализации мероприятий Программы, проведения соревнований среди участников Программы,
  • проведение масштабной информационно-разъяснительной и PR-кампании;
  • реализация проектов развития массового спорта АНО "Дирекция программ Совета Содействия ОКР" во всех федеральных округах.

 ИНФОРМАЦИОННОЕ И PR-СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Организацию и проведению информационного и PR – сопровождения Программы осуществляет уполномоченное Генеральным директором ОКР структурное подразделение ОКР самостоятельно и/или с привлечением сторонних организаций. Лимит расходов на данные мероприятия не должен превышать 20 % от общего объема средств, затраченного на реализацию Программы.

Одним из важных составляющих Программы должен стать интернет-ресурс, который должен играть роль реактивного средства работы с населением и официального источника информации о Программе и проектах. Интернет-ресурс позволит целевой аудитории Программы пользоваться отобранной с учетом геолокации информацией о реализуемых проектах в рамках Программы и проводимых физкультурно-спортивных мероприятиях, размещать информацию о собственных проектах в целях привлечения участников, волонтеров, организаторов, спонсоров и т.д.

Учитывая высокую развитость социальных медиа в России, и вовлеченность населения различных возрастных групп в коммуникацию через социальные сети, работа в данных медиа также должна стать одним из приоритетных направлений Программы.

Создаваемый зонтичный бренд Программы, который должен объединить мероприятия Программы и их участников, и его успешная имиджевая составляющая должны обеспечить действенность проводимых рекламных и информационно-пропагандистских кампаний и позволят создать источники дополнительного финансирования за счет привлечения локальных спонсоров для реализации мероприятий Программы в регионах.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ

Управление реализацией Программы осуществляет Генеральный директор ОКР во взаимодействии с Комиссией "Спорт для всех" и Финансовой комиссией ОКР, утверждаемой Приказом ОКР.

Механизм реализации Программы предусматривает проведение конкурсного обора проектов участников Программы и формирование Перечня мероприятий, проводимых и поддерживаемых МОК и ОКР, а также проектов, прошедших конкурсный отбор, структурированных по срокам и местам реализации.

Осуществление экспертизы проектов, предлагаемых к реализации в рамках Программы, их конкурсный отбор и предоставление заключения о целесообразности реализации данных проектов осуществляет Комиссия "Спорт для всех" Олимпийского комитета России.

Решение о финансовой поддержке проектов (мероприятий) в рамках реализации Программы принимают в установленном порядке Финансовая комиссия ОКР и исполнительные органы ОКР в пределах компетенции, установленной Уставом ОКР.

Утверждение Перечня проектов, прошедших конкурсный отбор и мероприятий, проводимых и поддерживаемых ОКР в рамках Программы, осуществляет Генеральный директор ОКР с учетом объема средств, предусмотренных на реализацию Программы действующим Финансовым планом ОКР.

Координация и контроль за реализацией проектов (мероприятий) в рамках Программы осуществляет ответственное структурное подразделение ОКР.

Координация и контроль за реализацией проектов в субъектах РФ возложены на координаторов Программы в федеральных округах.

Организация и проведение проектов (мероприятий) в рамках утвержденных "Основных направлений работы АНО "Дирекция программ Совета Содействия ОКР" на 2014-2016 гг." осуществляет АНО "Дирекция программ Совета содействия ОКР".